Чтобы воспитывать другого, мы прежде должны воспитать самих себя
Николай Васильевич Гоголь
Единая информационно-образовательная среда — реальность, организованная и управляемая единой выработанной концепцией, подходами и механизмами реализации общей стратегии существования, развития и достижения целей повышения культурного, образовательного и профессионального уровней субъектов, объединенных на единой информационно-технологической основе для программно-дидактического обеспечения образовательного процесса субъектов выделенного пространства.
В рамках реализации федеральных целевых программ значительные средства вкладываются в информатизацию образования. В образовательные учреждения пришли компьютеры, библиотеки повсеместно заменяются медиатеками с цифровыми учебными пособиями и образовательными ресурсами, учебные заведения активно внедряют ИТ в образовательную практику.
Конец XX — начало XXI в. Отмечены бурным развитием информационных технологий, беспрецедентными темпами изменения информационного пространства.
Информационные процессы оказывают влияние на все составляющие образовательной системы: содержание образования и воспитания, деятельность педагогических и вспомогательных кадров, решение финансово-хозяйственных вопросов, а также определяют систему ориентиров и точек роста образовательной системы в целом.
Образовательный процесс в современном учебном заведении представляет собой педагогически организованное взаимодействие его участников, являясь по сути информационным процессом, связанным с производством, хранением, обменом и потреблением различной информации.
Образовательный процесс рассматривается творческим коллективом Университета как процесс трансформации, обмена и создания качественно новой информации. Основной задачей Университета является сохранение традиционных методик и подходов российского образования, развитие и преумножение их на новой качественной основе, анализ и апробация всех новых путей развития, предлагаемых обществу. Поэтому единое информационное пространство Университета изначально организуется по типу лучших образовательных учреждений так, чтобы все участники образовательного процесса могли принимать участие в его создании, обновлении и развитии.
Целью такого подхода является создание единой информационно-образовательной среды страны, округа, региона, отрасли и предприятия, то есть активный перенос обучающимися в Университете студентами в реальную жизнь полученных навыков и компетенций, выработанной в ходе образовательного процесса профессиональной и гражданской позиции.
Подход, предусматривающий активное участие студентов в создании образовательной среды Университета позволит, в первую очередь, повысить уровень качества образования, обеспечить обмен программно-методическими материалами, повысить профессиональный уровень педагогов, создать более благоприятные условия в сложном процессе профессиональной переподготовки.
Информационно-образовательная среда — многоаспектная целостная социально-психологическая реальность, предоставляющая совокупность необходимых психолого-педагогических условий, современных технологий обучения и программно-методических средств обучения, построенных на основе современных информационных технологий, обеспечивающих сопровождение познавательной деятельности и доступ к информационным ресурсам.
Принято выделять два типа моделей информационно-образовательной среды, сложившихся в разных условиях развития системы образования.
Первый тип среды (закрытая модель) не имеет возможности или необходимости широкого общения с другими образовательными учреждениями. Такой тип информационно-образовательной среды вполне жизнеспособен в традиционных условиях развития системы образования и общества.
Информационно-образовательную среду образовательного учреждения, разрабатывающую и потребляющую внутри своей структуры программно-методические разработки, другие информационные материалы называют закрытой информационно-образовательной средой.
Несмотря на мировую доступность сайта Гарварда, студентами отдается предпочтение входа на образовательные порталы факультетов в традиционных помещениях университетских библиотек, трасформировавшихся в медиатеки и блоки доступа |
Второй тип среды (открытая модель) развивается на основе активного использования современных информационных и сетевых технологий. Такая образовательная среда учреждения является открытой, наполняемой и динамичной. Она не только полностью интегрирована с образовательными средами других образовательных учреждений, но позволяет оказывать информационное воздействие как на профессиональную среду обучающихся, так и на все связанные с ней аспекты общественной жизни.
В последних документах Министерства образования Российской Федерации ставится вопрос о принципиальных изменениях в обеспечении доступа к открытой информации любого пользователя через компьютерные сети различного уровня. Именно обеспечение принципа свободного доступа к информации, где бы она ни находилась, по запросам обучающегося, педагога и других специалистов требует организации информационно-образовательной среды любого образовательного учреждения согласно второму типу.
Информатизация управления учебным процессом направлена на:
— создание и развитие на базе локальных компьютерных сетей внутренних информационных систем региона, взаимодействующих с отечественными и зарубежными информационными системами;
— генерацию и распространение распределенной системы баз данных и знаний, обеспечивающих решение задач управления учебным процессом;
— разработку моделей функционирования процессов и технологий учебного процесса.
В рамках информатизации управления учебным процессом в Университете создаются инструментальные программно-дидактические средства и информационные ресурсы, направленные на интегрированное использование в создаваемой единой информационно-образовательной среде.
Единая образовательная среда учреждения ДПО должна, прежде всего стать единой с жизненными потребностями каждого слушателя, независимо от возраста, социальной принадлежности, уровня ранее полученного образования.
Дополнительное профессиональное образование должно помочь каждому слушателю лучше и корректнее вписаться в жизнь не по коррупционной составляющей современного государственного и административного управления всех уровней, а на основе полученных навыков и компетенций, усвоенного в ходе образовательного процесса аналитического среза профессиональной информации.
Профессиональная переподготовка должна повысить личную конкурентоспособность каждого слушателя, помогать преодолевать трудности, поскольку процесс профессионального становления в России сегодня представляет собой «бег с барьерами», череду бесконечного преодоления рисков и преград, создаваемых на ровном месте искусственным образом. Инженерные методы разрешения всех трудностей и конфликтов, предлагаемые информационно-образовательной средой Университета, становятся удобным и современным средством достижения поставленных перед каждым слушателем жизненных целей и задач профессионального становления.
В каждом направлении своей деятельности Университет предлагает объективный анализ складывающихся отношений в отрасли в обширной исторической ретроспективе.
С этой целью педагогическим коллективом Университета проведена огромная высокопрофессиональная работа, систематизирующая подходы отраслевого государственного управления, что облегчает каждому слушателю задачи личного профессионального роста и становления.
С этой целью в Университете используются одновременно обе модели единой информационно-образовательной среды.
Открытая модель представлена ресурсами Научно-технического портала «Технарь», органично отражающими все направления образовательной деятельности Университета.
Представленными сайтами руководят активные участники Сетевого содружества «Технарь»: в ЖЖ, в Фейсбуке. Все преподаватели Университета имеют гражданскую и общественную позицию, которую однозначно освещают на своих страничках в социальных сетях.
Сайт по государственному управлению с обязательными разделами как для Факультета государственного и муниципального управления, так и для Факультета архитектуры и зодчества, поскольку становление и развитие жилищно-коммунального хозяйства в России всегда рассматривалось в России основой создания государственной инженерной инфраструктуры.
Стационарный сайт выполняет в данном случае не только огромную «общественную» работу, агрегируя разрозненную информацию в общую картину, отметая лже-научные направления трактовки отечественной истории, но и дает возможность студентам и слушателям участвовать в создании раздела Государственно-частного партнерства.
Развития жилищно-коммунальной отрасли охватывает в исторической ретроспективы истоки становления ЖКХ от времен Ивана Грозного, когда «от грошовой свечки Москва сгорела», до наших дней, когда реформа ЖКХ начинается с ложного утверждения, будто «граждане оплачивают лишь 2% ЖКХ, остальное за них доплачивает государство».
Главным редактором сайта является доцент Дедюхова Ирина Анатольевна.
Все курсы Факультета государственного и муниципального управления сопровождает справочная информация сайта исторических портретов государственных деятелей.
Здесь студенты и слушатели могут получить уникальный научный и исследовательский опыт составления биографических справок на основе подходов к государственному и муниципальному управлению. В процессе такой комплексной творческой деятельности студенты и слушатели не только систематизируются полученные навыки инженерных подходов в управлении, но и излагают результаты собственной исследовательской и научной работы.
Кроме того, сайт демонстрирует уровень развития личности государственных деятелей в России в зависимости от масштабов выполняемых государственных задач и возложенной на себя ответственности.
Сайт является основой вебинаров циклов Исторические портреты и История Отечества
Главным редактором сайта является Черненко Анна.
Ежедневный пророк — общественно-политический блог Факультета государственного и муниципального управления и Факультета искусства и культуры.
Здесь отрабатываются навыки слушателей в сетевом общении и сетевой журналистики. Блог призван к созданию объемной панорамы жизни огромной страны в условиях разложения централизованного управления и растущей пропасти между естественным и позитивным правом.
Ежедневный пророк предоставляет возможность постановку наиболее важных общественных проблем на профессиональной основе, чтобы и далее их решение шло не по двойным стандартам современной «политики», а в установленном порядке, принятом в естественно-научных и технических специальностях. Ресурс ставит себе целью информационной поддержки всех слушателей и студентов, прошедших профессиональную переподготовку на Факультете государственного и муниципального управления, имеющих желание включиться в работу на основе открытых выборов как на государственном, так и на муниципальном уровнях.
Главным редактором является Морозов Александр Иванович.
Является основным внешним информационно-образовательным ресурсом Факультета архитектуры и зодчества. Библиотека содержит не только технические, экономические статьи по заявленной тематике, но и визуализированные архитектурные и технические словари.
Здесь публикуются лучшие выпускные аттестационные работы слушателей и студентов, материалы научных и практических конференций.
Основными рубриками здесь являются работы в рамках образовательных модулей факультета:
Главным редактором является Дедюхова Полина Алексеевна.
Литературное обозрение – совместный проект Педагогического факультета и Факультета искусства и культуры.
Здесь публикуются общественно-значимые материалы слушателей компилятивного и обзорного характера, критические заметки на тему литературы и искусства, педагогики и образования.
Ресурс отстаивает типичные цели и задачи большого искусства, характерного для творческого выражения сложившейся нации. В этой связи в Литературном обозрении рассматриваются самые острые проблемы современности в рамках традиционных общечеловеческих нравственных ценностей.
Главным редакторов является Иванова Наталья.
Слушатели и студенты могут попробовать себя и в создании мультимедийного контента в аккаунде YouTube Портала «Технарь» Университета высоких технологий, участвуя в обсуждении наиболее важных и общественно-значимых проблем. Для некоторых направлений модульного образования выполнение демонстрационного ролика является обязательным разделом в составе аттестационной выпускной работы.
В ходе изучения курсов и образовательных модулей студенты и слушатели получают основные понятия о сетевой журналистике; особенностях организации информационного пространства страны; главных принципах функционирования сетевого оповещения. Они не только ориентируются в тенденциях развития медиаотраслей, но осознают роль каждого пользователя сети Интернет в социальном, информационном, творческом и предпринимательском аспектах. Демонстрационные ролики не только должны показать владение современными технологиями обработки визуальной информации, но и дать навыки работы с источниками ее сбора; этическими и эстетическими принципами создания журналистских произведений; изучить основные требования, предъявляемые к информации в сетевых СМИ.
Портал Технарь ставит себе целью ознакомить слушателей с особенностями новостной, проблемно-аналитической, расследовательской, художественно публицистической сетевой журналистики; помочь ориентироваться в современной стилевой специфике.
Главным редактором проекта является Ткачев Сергей Анатольевич.
Книжная лавка – представляет собой не только магазин издания цифровых книг технического, общественно-политического и культурного направления как преподавателей, так и слушателей Университета.
В разделе У всех на устах выставляют исторические документы, мемуары, исследования, а также культурный проект Университета – цифровые книги с иллюстрациями из их экранизаций.
Здесь же публикуются программы вебинаров, часть из которых является общедоступной, а часть имеет уровень общеуниверситетских семинаров повышения квалификации, участие в которых сопровождается выдачей дипломов и сертификатов установленного образца. Общеуниверситетские семинары проводятся как на русском, так и на английском языках.
Главным редактором является Козарез Леонид Васильевич
Оповещение о статьях на ресурсах Университета, новинках Книжной лавки и стационарных образовательных ресурсах публикуются на сайте Научно-технического портала «Технарь», который связывает и странички Университета в социальных сетях.
Научно-технический портал «Технарь» представляет собой генеральную совокупность аналитических направлений исследовательской работы Университета в публицистическом, общественном звучании. Это не только оперативная сводка обновлений сайтов внешней, открытой информационно-образовательной среды Университета, но и наиболее важный первичный этап осмысления всех изменений в мире, стране и обществе.
Одновременно здесь происходит оповещение о наиболее важных событиях внутренней информационно-образовательной среды, даются объявления о начале работы курсов, модулей, программ специальностей, вебинаров на портале Университета.
К каждой публикации аннотаций статей или объявлений зарегистрированные пользователи могут оставить комментарий и задать вопросы.
Сайт АНО ДПО Университета выполняет основную организационную и аккумулирующую роль центра внутренней единой информационно-образовательной среды учреждения.
Здесь публикуются полные программы всех образовательных модулей, ведется организационная работа со студентами и слушателями.
Университет ведет образовательную деятельность по четырем факультетам, охватывающим наиболее актуальные направления жизни общества. В этой связи образовательные программы постоянно дополняются и совершенствуются, отражая наиболее важные проблемы страны и общества.
До создания единого информационно-образовательного пространства (ЕИОС) профессорско-преподавательский состав Университета использовал глобальные сети в качестве средства освещения своей профессиональной и гражданской позиции, выявляя инженерные подходы к решению проблем всего общества, демонстрируя подлинно научный и объективный уровень подачи и визуализации информации по широкому кругу вопросов.
Принято выделять следующие наиболее важные задачи и направления, которые можно решить при дальнейшем развитии ЕИОС:
— электронных гиперссылочных пособий и учебников;
— мультимедийных демонстрационных и моделирующих материалов;
— интерактивных компьютерных средств обучения по различным направлениям подготовки и т.д.;
— создание условий для повышения качества образования, обеспечение учебно-методическими материалами и цифровыми образовательными ресурсами.
ДПО – это обязательное условие профессиональной деятельности раз в пять лет. ЕИОС Университета может не только привлечь слушателей в сегодняшних условиях острой конкуренции в сфере образовательных услуг, но и сопровождать профессиональную деятельность после обучения в Университете, мотивировать специалистов, по достоинству оценивших услуги образовательной среды, на участие в семинарах, онлайн-конференциях, повторном повышении квалификации.
Вместе с тем, содержащиеся методические, научные разработки, представляющие собой образовательный продукт, интеллектуальную собственность, могут быть легко скопированы. Однако подобный способ «обмена информацией» рассматривается коллективом Университета в качестве необходимого этапа развития и становления информационно-образовательной среды, основным стимулом находиться в поступательном движении и развитии.
Коллектив Университета не считает, будто добросовестное цитирование и использование всех материалов, находящихся в открытом доступе, приводит к утрате части интеллектуальной стоимости или к обесцениванию первоначальной образовательной услуги, по причине, что в дальнейшем ее будут оказывать не только разработчики, но и те, кто был не способен на подобную разработку изначально. Материалы сайтов Университета должны поднимать уровень российского образования на качественно новый уровень, способствовать развитию всего общества, побуждать коллектив Университета постоянно повышать качество образовательных услуг.
Поэтому факт возможности копирования не считается Университетом «серьезным барьером к созданию открытых образовательных систем со свободным доступом», напротив, коллектив Университета считает это главным достоинством информационно-образовательной среды.
Единственное требование здесь – добросовестное цитирование, имеет свойство не только общественно-морального значения, но, прежде всего, методологического: желающие быстро получить ответы на волнующие вопросы, без общего системно-методического подхода, а главное, без контроля усвоенных знаний и навыков забывают, что в любом образовательном процессе это главный и необходимый этап познания.
Создание ЕИОС вне чисто коммерческих задач конкретного учебного заведения, для широкого общественного использования, вне любых корпоративных интересов, в открытом доступе и обсуждении, — способствует и общим стремлениям к самообразованию (вполне естественным в современном обществе), формирует ту среду единомышленников, которые получить новые компетенции именно в рамках выставленных на сайтах критериях развития отрасли, поступательного развития страны и общества, удовлетворения потребительского спроса на высоком уровне.
19 Comments
В советской средней школе был такой предмет «Обществоведение». Только сейчас доходит, что там закладывались основы не просто вписывания в общество, а изучения его всю жизнь. Но тогда здорово сбивало с нормального подхода непременное изучение марксизма.
Потом, конечно, как весь интернет, с огромным удовольствием прочел маленький шедевр «Немного о моем народе»:
Много чего было с тех пор, а теперь вот читаю вполне научный обзор созданного. Это впечатляет! Просто грандиозно. Вижу, что сюда вошла и моя жизнь, прожитая в этой «среде», чем я лично горжусь.
«Фишка» здесь в том, что эта «единая среда» делает нас из подопытных крыс в экспериментах неграмотных и недоразвитых — исследователями. Саму жизнь поднимает. В тот момент, когда все вокруг стараются тебя опустить, сделать твое мнение ничтожным.
Спасибо всем, кто участвовал в создании этой Вселенной! Университету дальнейших успехов!
Круто, конечно, создавалось не один год, махина.
Все же непонятно, почему в единой образовательной среде не указан самый лучший блог Русского интернета, легендарная «Огурцова на линии»? Придирок и нападок испугались? Но на мой взгляд это вообще визитная карточка для всех фидошников. А то молодежь зеленая полагает, будто они теперь здесь самые главные. А «Огурцова на линии» Forever и круче всех! Основной источник всех смыслов и символов.
Это очень дорогое удовольствие — иметь подобное сетевое сопровождение. На поддержку одного «Литературного обозрения» требуется по моим подсчетам около 18 млн руб в год. Отсюда возникает масса вопросов…
А им деньги Абрамович дал, точно!
Здесь сам подход перерастания интеллектуально-научного потенциала советских специалистов в университет — новое слово в науке. В цивилизационном смысле. А в начинающемся психозе пандемии просто раскрывается с новой стороны.
Мне кажется, что эта «единая среда» форматирует и все пространство вокруг меня, несмотря, конечно, на то, что искать вас приходится с определенным трудом. В развернувшейся кампании по массовой скупке гречки, туалетной бумаги и намордников сохраняю презрительное спокойствие. У меня есть свое информационное поле, своя система бытия, с которой я за долгие уже полностью сросся. Лично для меня это вообще цены не имеет. Это воздух, которым можно дышать без опаски, что заразишься какой-нибудь дрянью.
Техническая библиотека у вас шикарная! Респект!
Только в технической библиотеке идет значок копирайта университета. Нужный материал, а замаешься значок убирать. Правда, в некоторых библиотеках идет защита от копирования. У вас много необходимого материала при разработке сайтов «Умный город», «Цифровой город» и т.п.
Все-таки сетевое окружение должно контактировать и врастать в сложившуюся среду. Мне очень нравятся многие циклы в Литературном обозрении (Папочка, Доктор Менгеле, Фрейдистские замашки, Казань экзенциальная и др.). Это очень серьезные проработки с обширными цитатами, прекрасно оформленные. Но не пора ли ломать сложившуюся тенденцию? Хотелось бы увидеть разделы с электронными книгами по этим циклам во всех издательствах страны. Поскольку именно такого чтения достоин наш народ. А вот то, что сейчас повсюду выставляется, недостойно нашего народа!
Спасибо, что не свернули аналитическую работу сайтов! Тут вообще не знаешься, на что ориентироваться. Кто за белых, кто за красных…
Спасибо, что анализируете весь информационный шум спецоперации на Украине. Впечатлило ваше участие в анализе событий в Казахстане, жесткий прогноз по Украине, оправдавшийся на все сто.
Уж очень слаженно все это сетевое окружение университета выступило «за войну до полной победы!»
Очень впечатлился циклом «Обратная петля» в ЛО. Как всегда смело, мудро. Посмотрим, как удастся «пришпилить» нынешних «военных экспертов» к сказанному.
Странно, что только ресурсы универа приходили к выводу о том, что война неизбежна. В каком-то ролике «Технаря» говорилось, что «придется немного повоевать». Расклад оказался в точку.
Спасибо, что выступили в поддержку информационной кампании Рамзана Кадырова. Очень душевно, умно, человечно. Ахмат сила! Аллаху Акбар!
Подводная лодка в степях Украины шедевр однозначно!
Содомиты эпичнее!
Мощная система!