Дополнительное профессиональное образование (ДПО) в технических специальностях и профессиях естественно-научного направлениях всегда использовалось в рамках концепции научно-технического прогресса. Дополнительному профессиональному образованию принадлежит важная роль в развитии современного российского общества. В период затяжного экономического кризиса ДПО дает возможность быстро приобрести новые навыки и компетенции, переквалифицироваться в нужном направлении, развивать и совершенствовать имеющиеся профессиональные навыки, поскольку реформы, проводимые в стране, требуют гибкой профессиональной переориентации граждан, овладения новыми профессиональными знаниями и специальностями.
Продолжительность обучения в ходе реализации программ ДПО может колебаться в пределах от 6 до 1000 учебных часов и более. Слушатели нацелены на анализ конкретных ситуаций, оперативное реагирование на их изменения, изучение новейших научных и технических достижений, оценку полученных профессиональных основ.
Программы ДПО не только должны включать профессиональный и жизненный опыт слушателей, учитывая специфику взрослой профессиональной аудитории, но и ориентироваться на соответствующие профессиональные стандарты.
Важной задачей ДПО является дополнительная подготовка студентов по профессиональным программам, ориентированным на обучение выполнению конкретных трудовых функций, требуемых заказчику или необходимых для сдачи экзамена на профессиональный сертификат.
Законодательная база ДПО:
Программы ДПО реализуются в виде программ повышения квалификации и программ профессиональной переподготовки. Программа повышения квалификации направлена на повышение профессионального уровня, совершенствование и (или) получение новой компетенции. Программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности или приобретения новой компетенции.
Срок освоения дополнительной профессиональной программы должен обеспечивать возможность достижения планируемых результатов и получение новой компетенции (квалификации), заявленных в программе.
Минимально допустимый срок освоения программ повышения квалификации не может составлять менее 16 часов, а срок освоения программ профессиональной переподготовки – не менее 250 часов.
Особенностью разработки программ ДПО на современном этапе является требование их соответствия профессиональным стандартам. На данный момент разработано около 900 профессиональных стандартов практически для всех видов деятельности.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22.01.2013 N23 «О Правилах разработки, утверждения и применения профессиональных стандартов» профессиональные стандарты применяются:
а) работодателями при формировании кадровой политики и в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, разработке должностных инструкций, тарификации работ, присвоении тарифных разрядов работникам и установлении систем оплаты труда с учетом особенностей организации производства, труда и управления;
б) образовательными организациями профессионального образования при разработке профессиональных образовательных программ;
в) при разработке в установленном порядке федеральных государственных образовательных стандартов профессионального образования.
При разработке программ повышения профессиональной квалификации в обосновании должны быть указаны взятый за основу профессиональный стандарт, обобщенная трудовая функция (ОТР) и трудовые функции, по которым будет осуществляться повышение квалификации.
Таким образом, ДПО выполняет акмеологическую, сервисную, диагностическую, компенсаторную, инновационную, прогностическую, специализирующую, консалтинговую, консультативную и социально-педагогические функции.
ДПО характеризуют многофункциональностью, динамизмом, опережающим характером развития по отношению к объектам профессиональной деятельности обучающихся в двух основных направлениях:
— профессиональная переподготовка является одним из основных видов дополнительного профессионального образования и выступает как самостоятельный вид обучения и приобретения профессиональных знаний;
— профессиональная переподготовка — является одним из звеньев в единой системе непрерывного образования на этапе послевузовского образования.
Сфера дополнительного профессионального образования ориентирована на тесную связь с изменениями в реальном секторе экономики, с производством, непроизводственной сферой и направлена на удовлетворение потребностей личности, общества и государства в непрерывном образовании.
Основными задачами данной системы являются получение новых и укрепление имеющихся профессиональных знаний, совершенствование деловых качеств студентов, обучение и подготовку их к выполнению новых трудовых функций на благо всего общества.
ДПО призвано помочь личности адекватно ориентироваться в новой социально-экономической обстановке, представлять и защищать свои интересы, уважая интересы и права других людей, проявлять свою гражданскую позицию, повысить личную конкурентоспособность на рынке труда.
Существенными особенностями ДПО являются: направленность на удовлетворение социальной потребности в непрерывном развитии кадрового потенциала; взаимосвязь курсового обучения, самообразования, жизненного и профессионального опыта обучающихся; междисциплинарный характер содержания обучения; построение обучения на основе изучения и учета профессиональных потребностей и познавательных интересов специалистов, их должностных функций, служебного статуса и профессионально значимых качеств личности.
Важно подчеркнуть открытость системы ДПО, ее ориентацию на конечный результат, связанный с решением актуальных профессиональных проблем, гибкость, определяемую возможностью учета объективных потребностей специалистов в их профессиональном личностном развитии.
Особенностью сферы ДПО является участие в ней специфической категории взрослых обучающихся, имеющих базовое профессиональное образование и опыт профессиональной деятельности.
Основными средствами информатизации образования Университета являются аппаратное и программное обеспечение, а также содержательное наполнение образовательного процесса.
По решаемым педагогическим задачам Университетом подготавливаются и используются следующие образовательные средства единой информационно-образовательной среды:
— средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, обучающие системы, системы контроля знаний);
— средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программы имитационного моделирования, тренажеры);
— вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры, мультимедийные учебные занятия);
— комплексные средства (дистанционные учебные курсы).
По функциям в организации образовательного процесса единая информационно-образовательная среда Университета представлена следующими разделами:
— информационно-обучающим (электронные библиотеки, электронные книги, электронные периодические издания, словари, справочники, обучающие компьютерные программы, информационные системы);
— интерактивным (электронная почта, электронные вебинары, семинары и конференции);
— поисковые (каталоги, поисковые системы);
— периодические сетевые издания Университета, отражающие естественно-научные, практические и гражданские аспекты общественной деятельности профессорско-преподавательского состава и слушателей.
В системе ДПО основные используются наиболее современные информационно-технические средства, рассчитанные не только на подготовленных пользователей, целью которых является повышение квалификации и приобретение дополнительных навыков и компетенций, проявление активной жизненной позиции.
Функциональные свойства современных информационных технологий предоставляют образовательному процессу реализацию передового целевого подхода в обучении по следующим направлениям.
— повышение эффективности и качества процесса обучения;
— повышение активности познавательной деятельности;
— углубление межпредметных связей;
— увеличение объема и оптимизация поиска нужной информации.
— развитие различных видов мышления;
— развитие коммуникативных способностей;
— формирование умений принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации;
— эстетическое воспитание за счет использования компьютерной графики, технологии мультимедиа;
— формирование информационной культуры, умений осуществлять обработку информации;
— развитие умений моделировать задачу или ситуацию;
— формирование умений осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность.
— подготовка информационно грамотной личности;
— подготовка пользователя компьютерными средствами;
— осуществление профориентационной работы в области информатики (в ДПО задачи профессиональной переподготовки).
Педагогический процесс в ДПО позволяет постоянно совершенствовать информационно-методическое обеспечение педагогической деятельности:
— значительное расширить информационно-методическую поддержку педагогов и обучающихся;
— вывести на новый коммуникационный уровень общение и сотрудничество преподавателей и слушателей;
— предоставить возможность непрерывного повышения квалификации и переподготовки независимо от возраста, географии проживания и времени;
— создать единую информационно-образовательную среду на основе активного использования компьютерных сетей различного уровня (глобальных, корпоративных, локальных).
Проникновение современных информационных технологий в сферу образования позволяет педагогам качественно изменить содержание, методы и организационные формы обучения. Целью этих технологий в образовании является усиление интеллектуальных возможностей студентов и слушателей в информационном обществе, а также индивидуализация, интенсификация процесса обучения и повышение качества обучения на всех ступенях непрерывного образования.