АНО ДПО Санкт-Петербургский
университет высоких технологий

График работы: 10:00 - 18:00
понедельник-пятница,
выходной - суббота, воскресенье.

Контактный телефон: 8(800)700-25-97
Контактный e-mail: web@spbuvt.com

 Версия сайта для слабовидящих
  • Новости
  • О нас
    • Сведения об образовательной организации
    • Подразделения
    • Краткая справка о ректоре Университета
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Конференции и семинары
  • Библиотеки
    • Техлиб
    • Ежедневный пророк
    • Книжная лавка
    • Литературное обозрение
    • Государственное управление в России-история и современность
    • Государственное управление в России в исторических портретах
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Факультеты
    • Факультет «Архитектура и Зодчество»
    • Факультет «Государственное и муниципальное управление»
    • Факультет «Искусство и культура»
    • Факультет «Педагогика»
  • Студентам
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Единая информационно-образовательная среда Университета
    • Наиболее важные замечания по ДПО

АНО ДПО Санкт-Петербургский
университет высоких технологий

График работы:
10:00 - 18:00 понедельник-пятница,
выходной - суббота, воскресенье.

Контактный телефон: 8(800)700-25-97
Контактный e-mail: web@spbuvt.com

 Версия сайта для слабовидящих
  • Новости
  • О нас
    • Сведения об образовательной организации
    • Подразделения
    • Краткая справка о ректоре Университета
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Конференции и семинары
  • Библиотеки
    • Техлиб
    • Ежедневный пророк
    • Книжная лавка
    • Литературное обозрение
    • Государственное управление в России-история и современность
    • Государственное управление в России в исторических портретах
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Факультеты
    • Факультет «Архитектура и Зодчество»
    • Факультет «Государственное и муниципальное управление»
    • Факультет «Искусство и культура»
    • Факультет «Педагогика»
  • Студентам
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Единая информационно-образовательная среда Университета
    • Наиболее важные замечания по ДПО

АНО ДПО Санкт-Петербургский
университет высоких технологий

График работы:
10:00 - 18:00 понедельник-пятница,
выходной - суббота, воскресенье.

Контактный телефон: 8(800)700-25-97
Контактный e-mail: web@spbuvt.com

 Для слабовидящих
  • Новости
  • О нас
    • Сведения об образовательной организации
    • Подразделения
    • Краткая справка о ректоре Университета
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Конференции и семинары
  • Библиотеки
    • Техлиб
    • Ежедневный пророк
    • Книжная лавка
    • Литературное обозрение
    • Государственное управление в России-история и современность
    • Государственное управление в России в исторических портретах
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Факультеты
    • Факультет «Архитектура и Зодчество»
    • Факультет «Государственное и муниципальное управление»
    • Факультет «Искусство и культура»
    • Факультет «Педагогика»
  • Студентам
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Единая информационно-образовательная среда Университета
    • Наиболее важные замечания по ДПО
Найти ближайший филиал
15.01.2020
Название программы: Театроведение и театральная журналистика
Вид образовательной программы: дополнительное профессиональное образование
Форма обучения: очно-заочная, дистанционная

Начало обучения: 11 октября 2024 г.
Продолжительность курса: 9 месяцев
Объем программы: 580 часов
Стоимость обучения: 68 000 рублей
с 1.03.2022 г. льготная стоимость для участников спецоперации на Украине, граждан, проживающих в республике Крым, граждан, проживающих на территориях переходного международно-правового статуса — 6800 тысяч рублей с отсрочкой оплаты.

Выдаваемый документ: диплом установленного образца о профессиональной переподготовке

Требования: наличие высшего или среднего профессионального образования

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и с требованиями  Общероссийского классификатора специальностей по образованию OK 009-2016   —   8.52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество (52.03.05 — Театроведение, бакалавр)

Eugène Charles François GUÉRARD (1821-1866)

Программа предназначена для драматургов, сценаристов, заведующих литературной частью театров,  работников телевидения и креативных областей, а также лиц, готовящихся к продолжению карьеры в органах государственной власти и муниципального управления в сфере культуры, нуждающихся к профессиональной переподготовке в связи с повышением уровня требований к ним.

Руководитель программы Ирина Вахтанговна Лежава

Содержание программы

Раздел 1. Истоки Мирового театра

Цели и задачи искусства в обществе. Формы общественного сознания. Пространственно-временные искусства. Происхождение театра и драмы
Ранние театральные формы. Античный театр. Античная драматургия: древнегреческая комедия, античная трагедия
Особенности театра и театральных представлений в Древнем Риме
Жанры средневекового религиозного театра: церковная драма, миракль, моралите, мистерия
Фарс и светская драматургия эпохи Средневековья

Раздел 2. Развитие театра в связи политическими и экономическими процессами Нового времени

Возрождение La commedia dell’Arte. Итальянская трагедия эпохи Возрождения. Учёная комедия эпохи Возрождения. Английское Возрождение в театре
Ренессанс во Франции. Испанский театр эпохи Ренессанса и барокко. Драма чести.

Восточный театр  Польский театр. Русский театр. Скоморошество
Театр XVII века. Театр при Алексее Михайловиче

Эпоха классицизма Барокко и Классицизм в театре конца XVII в. до первой половины XVIII в.
Театр и драматургия Франции в эпоху классицизма
Классицизм в России. Крепостной театр в России. Театр Федора Волкова.
Театр начала XVIII века. Театр при Петре I. Театр при Анне Иоанновне. Театр при Елизавете Петровне. Драматургия Д.И. Фонвизина.

Театр Эпохи Просвещения  Английская драматургия эпохи Просвещения: мещанская трагедия, сентиментализм и предромантизм. Сценическое искусство в Англии XVIII века
Просвещение во Франции. Драматургия и сценическое искусство во Франции в XVIII веке. Просвещение в Италии

Романтизм  Просвещение в Германии, немецкий романтизм.
Театральная эстетика эпохи романтизма. Английский романтизм. Французский романтизм. Немецкий романтизм

Эпоха реализма Реализм в английском театре. Реализм во французском театре. Реализм в немецком театре
Драматургия А.С. Грибоедова. Драматургия Н.В. Гоголя. А.С. Пушкин в театре. Актерские школы XIX века.

Зарубежный театр рубежа XIX-XX вв Натурализм и натуралистическая драма. Стилевые направления. Символизм. Мифологический театр Франции. Интеллектуальная драма
Экзистенциализм. Сюрреализм. Крюотический театр. Дадаизм. Абсурдизм. Абсурд. Экспрессионизм. Футуризм и неореализм

Раздел 3. Театр в пространстве культуры

Оппозиция официального и неофициального культурного пространства. Стилевая палитра театра социалистического реализма. Новая концепция
театра XX века Антонена Арто. Журналистский текст о театре как системное знаковое образование. Типологические признаки третьего культурного пространства

Театр как семиологическая система. Исторический аспект. Теоретический аспект. От академизма к метаязыку описания. Процесс постмодернистского монтажа смысловых знаков. Новое понимание психологизма в театральном творчестве. Неоконсервативный способ мышления. Текст как семантически завершенное произведение.

Раздел 4. Зарождение и становление театральной журналистики

От театральной критики XVIII века к театральной журналистике XXI века. Новый опыт критики. Особые приемы эмоционального воздействия на
читателя с помощью языка и стиля. Типология театральной журналистики.

Первые театральные журналы и газеты (программы изданий, концепции); становление типов театральных журналов XIX в.Анализ материалов театральной критики второй половины XX века.

Система театральных журналов начала ХХ в.; театральные журналы советского времени; театральная критика в советской периодике
Театр, журналистика и критика: основные понятия, отличие критики от журналистики; взаимосвязь театра и журналистики на разных исторических этапах: конфронтация или союз; специализированные СМИ (и медиаплатформы), посвященные театру, в России и в мире; цели и задачи курса; форма отчетности; основная литература.

Раздел 5. Театральный опыт современности

Постсовременность и искусство. Проект деконструкции. Новые модели театрального мышления. Шизофренический дискурс. Проблема субъекта впостмодернистском театре. Специфика образности в постмодернизме. Пародии на классику. Игры со сценическим текстом. Цитирование, плагиат, эклектика. Интертекстуальность. Интонационно-языковая парадигма постмодернизма. Стирание граней между классикой и массовой культурой.

Технологии современного театра. Организация систем управления сценических комплексов на базе локальных компьютерных сетей. Трехмерное компьютерное моделирование театрального и концертного пространства.

Раздел 6. Современная театральная журналистика

Театральная журналистика в современной России.  Отечественная культура, театральное искусство в контексте Стратегии национальной безопасности России и Основ государственной культурной политики (зарплаты, звания, принципы финансирования культуры, проблема кадров); художник и государство: формы и принципы взаимодействия на современном этапе развития общества; реализация Концепции развития театрального дела в России до 2020 года; законопроект о культуре.
Система театральных журналов сегодня; типы онлайн-изданий о театре.

Театр и критика в провинции. Театры малых городов; фестивальное движение; режиссерские лаборатории; читки пьес; критики и журналисты, провинциальные СМИ. Резонансные постановки в современной России.
Творчество хедлайнеров; провокативное искусство; разногласия театральных критиков в оценке спектаклей. Театр и власть: сотрудничество и конфронтация.
Принципы финансирования отечественного театра: отношение художника и власти к госзаданию («деньги налогоплательщиков», право художника на самовыражение, «зритель голосует рублем», дискуссии о природе искусства, которое «само себя фильтрует» и не нуждается в строгом вмешательстве чиновников); природа конфликтов 2000-х (запрещенные спектакли, коллективные письма, акции протеста, статистика запретов).

Взаимопроникновение жанров. Установка современной теории журналистики на свободное смешение жанров. Высказывание как свободное смешение жанров. Высказывание как жанр. Рецензия и мини-рецензия. Интервью. Эссе.

Раздел 7. Театральная журналистика в системе современной публицистики

Правовые акты, гарантирующие права и свободы журналиста и героев его публикаций; примеры грубого нарушения этики; судебные разбирательства конфликтов.

Личностное проявление театрального журналиста и его эстетическая установка. Диалогичность структуры театрального произведения. Восприятие спектакля журналистом как взаимоотношение двух информационных потоков. Анализ произведения театра как диалог объекта и субъекта. Восприятие как чувственно-исследовательская деятельность
Близость процессов восприятия в творчестве актера и журналиста. Оценка спектакля через редакционную установку. Неприятие незнакомых театральных систем. Узко-цеховая, оценочная, примитивная театральная журналистика. Анализ материалов театральной журналистики

Театральная журналистика в электронной версии. Сайты, порталы, живые ресурсы Интернета, посвященные театру. Спектакль и его антиреклама. Ренессанс эпистолярного жанра и субъективность оценок
произведения театрального искусства. Интернет-страницы известных театральных критиков. Газеты и журналы о театре в электронных версиях.
Диалог зрителей в сетевых изданиях.
Влияние интернета на тексты о театре.  Жанр, язык и стиль сетевой журналистики. Трансформация жанровых структур в Интернете. Состояние интернет-аудитории. Анализ интернет-изданий и интернет-страниц известных театральных критиков.

От академизма к метаязыку описания. Разбор материалов театральной журналистики из российских газет 90-х годов XX века. Ценностные ориентации и приемы воздействия в театрально критических статьях.

Игра со сценическим текстом. Постмодернистская парадигма в новой системе коммуникации. Деконструкция в газетно-публицистическом стиле. Техника постмодернистского письма в театральной журналистике. Постмодернистская интертекстуальная игра ассоциациями.
Интеллектуальные жесты. Постмодернистские тексты материалов о театральном искусстве.

Рецензии и интервью. Жанровые особенности театральной рецензии. Интервью в театральной журналистике. Построение театральной рецензии. Анализ рецензий и интервью.Мастерство театрального интервьюера; история театрального интервью; модификация жанра на современном этапе.
Рецензия в театральной журналистике. Мастерство рецензента; история рецензии; критика и театральный процесс: от взаимовлияния до конфронтации; кризис жанра.Театральная журналистика и этика.

Эссе и жанровое преобразование. Интеллектуальное письмо: наброски к морфологии. Проблема автономии эссе среди схожих форм. Анализ структуры эссе. Стилистика эссе.

Взаимопроникновение жанров. Архетипы современных журналистских жанров. Смешение жанров как эвристический механизм профессионального мышления журналиста.
Взаимодействие и взаимовлияние литературных, речевых и журналистских жанров. Написание текста с использованием смешения жанров в театральной журналистике.

Раздел 8. Современная театральная критика

Кризис профильных изданий о театре; альтернативные формы театральных СМИ, особенности распространения информации о театре; новые функции театрального журналиста: профессия на фоне кризиса; медиарынок и предпочтения руководителей общественно-популярных изданий в освещении театральных событий («ходовые» темы, топовые имена); актуальные темы для профильных изданий о театре, отличия от общественно-политических СМИ.

Медиатехнологии в современной театральной журналистике. Концепция негосударственного СМИ, адресованного широкой аудитории, интересующейся театром; театральные обзоры в ежемесячном формате (программа издания, рубрики, тираж, распространение, ценовая политика); ежедневный информационные ресурсы (программа, принципы отбора новостей, рубрики, авторы, аудитория); размещение рекламы в театральных изданиях (стратегия работы с рекламодателями, специфика театральной рекламы).

Эссе как жанр театральной журналистики. Жанровый статус эссе. Основные типологические признаки эссе. Специфика отражения авторского «Я» в жанре эссе. Парадоксальность — особая функция эссеизма. Исследование особенностей жанра эссе.

Аттестационной выпускной работой является статья в сборнике конференции Актуальные вопросы драматургии и сценарного мастерства, раздел в коллективной монографии «Театроведение и драматургия — 2022″. Стоимость публикации входит в стоимость обучения.

Базовым изданием, сопровождающим программу, является интернет-издание факультета Литературное обозрение (раздел «На сцене»)

Отправить заявку на обучение


[cf7ic «toggle»]

9 Comments

  1. Эдуард:
    16.02.2020 в 17:41

    Это не курс, а прямо Академия Высшего Штаба!

    Ответить
  2. Алена:
    17.03.2020 в 01:56

    А разве у нас театр остался? Там бульдозер нужен, а не журналистика.

    Ответить
  3. Швабрин:
    03.02.2021 в 21:55

    Будьте добры, продублируйте ссылки на спектакли для курсовой! Спасите меня, люди добрые, опоздал со скачиванием.

    Ответить
    • Ирина Анатольевна Дедюхова:
      04.02.2021 в 15:54

      Безобразие какое! Проверьте папку со спамом.

      Ответить
  4. Павел:
    05.02.2021 в 15:12

    Очень интересный курс! Тем более, журналистики у нас нынче нет. А театральной — тем более.

    Ответить
  5. Оксана:
    04.03.2021 в 17:37

    Очень интересно! Мне пока всё понятно, но прошу подробнее рассказать об учёбе дистанционно. Училась в до/дистанционную эру, плохо себе представляю, как это можно осуществить на практике. Буду признательна, если ответите мне на мейл.

    Ответить
  6. Данилов:
    14.04.2021 в 04:19

    Пройти такой курс было моей мечтой 12 лет назад. Тогда еще можно было сохранить разбитые остатки советского театра. Завидую тем, кто выйдет сейчас в театральную журналистику на его руинах с таким багажом знаний.

    Ответить
  7. Эдуард:
    03.10.2021 в 15:12

    Извините за беспокойство, мне не пришли контрольные задания после проверки. И опять технические сложности с выгрузкой больших файлов.

    Ответить
    • Ирина Анатольевна Дедюхова:
      03.10.2021 в 22:57

      Эдуард Сергеевич опять растерялся. Продлила сроки доступности.

      Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

https://youtu.be/iigXvfRo5l8
https://youtu.be/6-f8cuBbUWQ
https://youtu.be/VgofIDOS5Oc
© 2025 АНО ДПО Санкт-Петербургский университет высоких технологий. All Rights Reserved. Muffin group