АНО ДПО Санкт-Петербургский
университет высоких технологий

График работы: 10:00 - 18:00
понедельник-пятница,
выходной - суббота, воскресенье.

Контактный телефон: 8(800)700-25-97
Контактный e-mail: web@spbuvt.com

 Версия сайта для слабовидящих
  • Новости
  • О нас
    • Сведения об образовательной организации
    • Подразделения
    • Краткая справка о ректоре Университета
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Конференции и семинары
  • Библиотеки
    • Техлиб
    • Ежедневный пророк
    • Книжная лавка
    • Литературное обозрение
    • Государственное управление в России-история и современность
    • Государственное управление в России в исторических портретах
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Факультеты
    • Факультет «Архитектура и Зодчество»
    • Факультет «Государственное и муниципальное управление»
    • Факультет «Искусство и культура»
    • Факультет «Педагогика»
  • Студентам
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Единая информационно-образовательная среда Университета
    • Наиболее важные замечания по ДПО

АНО ДПО Санкт-Петербургский
университет высоких технологий

График работы:
10:00 - 18:00 понедельник-пятница,
выходной - суббота, воскресенье.

Контактный телефон: 8(800)700-25-97
Контактный e-mail: web@spbuvt.com

 Версия сайта для слабовидящих
  • Новости
  • О нас
    • Сведения об образовательной организации
    • Подразделения
    • Краткая справка о ректоре Университета
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Конференции и семинары
  • Библиотеки
    • Техлиб
    • Ежедневный пророк
    • Книжная лавка
    • Литературное обозрение
    • Государственное управление в России-история и современность
    • Государственное управление в России в исторических портретах
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Факультеты
    • Факультет «Архитектура и Зодчество»
    • Факультет «Государственное и муниципальное управление»
    • Факультет «Искусство и культура»
    • Факультет «Педагогика»
  • Студентам
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Единая информационно-образовательная среда Университета
    • Наиболее важные замечания по ДПО

АНО ДПО Санкт-Петербургский
университет высоких технологий

График работы:
10:00 - 18:00 понедельник-пятница,
выходной - суббота, воскресенье.

Контактный телефон: 8(800)700-25-97
Контактный e-mail: web@spbuvt.com

 Для слабовидящих
  • Новости
  • О нас
    • Сведения об образовательной организации
    • Подразделения
    • Краткая справка о ректоре Университета
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Конференции и семинары
  • Библиотеки
    • Техлиб
    • Ежедневный пророк
    • Книжная лавка
    • Литературное обозрение
    • Государственное управление в России-история и современность
    • Государственное управление в России в исторических портретах
    • Единая образовательная среда Университета высоких технологий
  • Факультеты
    • Факультет «Архитектура и Зодчество»
    • Факультет «Государственное и муниципальное управление»
    • Факультет «Искусство и культура»
    • Факультет «Педагогика»
  • Студентам
    • Дополнительное профессиональное образование
    • Единая информационно-образовательная среда Университета
    • Наиболее важные замечания по ДПО
Найти ближайший филиал
02.05.2022
Название программы: Театроведение и драматургия
Вид образовательной программы: дополнительное профессиональное образование
Форма обучения: очно-заочная, дистанционная
Продолжительность курса: 16 месяцев
Объем программы: 520 часов
Стоимость обучения: 68 000 рублей
с 1.03.2022 г. льготная стоимость для участников спецоперации на Украине, граждан, проживающих в республике Крым, граждан, проживающих на территориях переходного международно-правового статуса — 6800 тысяч рублей с отсрочкой оплаты.

Выдаваемый документ: диплом установленного образца о профессиональной переподготовке

Требования: наличие высшего или среднего профессионального образования

Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и с требованиями  Общероссийского классификатора специальностей по образованию OK 009-2016   —

  • ОКСО (с изменениями 2020)
  • 8.52.03.05 — Театроведение

8.52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество (52.03.06 — Драматургия, бакалавр)

Программа предназначена для драматургов, сценаристов, заведующих литературной частью театров,  работников телевидения и креативных областей, а также лиц, готовящихся к продолжению карьеры в органах государственной власти и муниципального управления в сфере культуры, нуждающихся к профессиональной переподготовке в связи с повышением уровня требований к ним.

Руководителем программы является Ирина Анатольевна Дедюхова

Содержание программы

Раздел 1. Истоки Мирового театра

Цели и задачи искусства в обществе. Формы общественного сознания. Пространственно-временные искусства. Происхождение театра и драмы, как разделение в общем религиозном культе»священного» (мистерии) и «мирского» (всенародного шествия, представления). Этнические истоки театрального искусства, связь с эпическим жанром.

Драматургия как вид литературы. Театральное искусство как средство сценической интерпретации драматической литературы
Ранние театральные формы. Античный театр. Античная драматургия: древнегреческая комедия, античная трагедия. Трагедия рока.
Эпическое искусство инфраструктурного государства, катарсис  на основе нравственных императивов. Мимикрия псевдо-искусства в городах-государствах (оккультизм; отход от нравственных императивов; финансовые спекулятивные инструменты наживы).

Истоки римского театра и драмы. Значение античного театра и античной культуры. Понятие  высокого имперского искусства, свяь с глобальными задачами инфраструктурного государства. Отход от нравстввенных императивов в маргинализации населения путем создания кровавых зрелищ.

Средневековье. Жанры средневекового религиозного театра: церковная драма, миракль, моралите, мистерия
Фарс и светская драматургия эпохи Средневековья. Гистрионы.

Раздел 2. Театр и драматургия как отражение двух путей развития общества: инфраструктурного государства и города-государства

Возрождение La commedia dell’Arte. Итальянская трагедия эпохи Возрождения. Учёная комедия эпохи Возрождения. Народный театр, импровизация. Разрыв между литературной драматургией и сценической практикой. Маски комедии дель арте
Испанский театр эпохи Ренессанса и барокко. Драма чести. Комедии «плаща и шпаги». Организация театрального дела в Испании. «Законоуложение о театрах»
Английское Возрождение в театре. Особенности исторического развития Англии в XVI веке. Английские гуманисты. Английская драматургия и театр в XVI веке (моралите, интерлюдии). Трагедия мести и школьная драма на английской сцене
Ренессанс во Франции. Драматургические опыты Маргариты Наваррской и Жоржа Бюканана. Поэтика ранней ренессансной драмы.  «Защита и возвеличение французского языка» (Пьер де Ронсар, Иоахим дю Белле). Мистерии, моралите, фарс. Драматургия образов. Формирование профессионального театра

Восточный театр  Польский театр: литургическая драма, мистерия. Шопки (польск.), вертеп (укр.), батлейке (белорус.), русский театр Петрушки.
Русский театр. Скоморошество. Культура  и  театр  русского средневековья. Русский фольклор и фольклорный театр. Коллективность, анонимность, традиционность, вариативность, художественность театрального фольклорного творчества. Церковный театр. Школьный театр. «Потешная палата». Театр при Алексее Михайловиче, «Комедийная хоромина», театральная деятельность Артамона Матвеева.

Эпоха классицизма Барокко и Классицизм в театре конца XVII в. до первой половины XVIII в. Театр и драматургия Франции в эпоху классицизма. Идея «разумности» при Людовике XIV. Столкновение между личным чувством и долгом как основная трагическая коллизия. Деление драматургии на «высокие» и «низкие» жанры, возникновение «мещанской комедии». Закон трех единств – места, времени и действия. Принцип «облагороженной природы». Александрийский стих. Критика эгоистической морали и семейного деспотизма.

Раздел 3. Эпоха Просвещения

Английская драматургия эпохи Просвещения: предпросветительская комедия; Комедия Реставрации, мораль старинного фарса, социальная типажность.  Комедия нравов. Мещанская драма. Пантомима, балладная опера и репетиция, фарс. Сатирическая драматургия, комедия положений и комедия характеров, сентиментализм и предромантизм.  Появление сцены-коробки с системой кулис. Появление первого в Европе специального театрального журнала
Просвещение в Европе. Просвещение во Франции. Драматургия и сценическое искусство во Франции в XVIII веке. Мещанская драма, связь эстетического и этического. Противоречие между «естественным» и «искусственным», парадокс подражания природе и вымысла.  Просвещение в Италии. Просвещение в Германии, три этапа в развитии просветительского театрального искусства.
Стилевые тенденции эпохи Просвещения. Два начала – чувство и разум, их гармония — идеал. Персонажи как «рупор идей». Художественная стилистика рококо как век аристократического декаданса (упадка). Сентиментализм, всесословная ценность человека.

Русский театр при Петре I. Переход от «образцового» реализма к сентиментализму через лирический реализм.

Великая Французская Революция. Революционный классицизм.

Классицизм в России. Крепостной театр в России. Театр Федора Волкова. Театр при Анне Иоанновне. Театр при Елизавете Петровне. Изначальное формирование русского театра, как выразителя имперских идей (лат. imperio — высшая власть).

Романтизм  как стилевая тенденция эпохи Просвещения. Прогрессивный романтизм. Консервативный романтизм. Театральная эстетика эпохи романтизма. Английский романтизм. Французский консервативный романтизм.
Расцвет романтического театра. Полемика  романтиков с классицистами. Мелодрама как прямое порождение романтизма.
Итальянский романтизм. Польский романтизм. Антибуржуазный консервативный романтизм в Германии.

Эпоха реализма. Реализм в английском театре. Реализм во французском театре. Реализм в немецком театре.

Раздел 4. Драматическое искусство в России XIX века

Русская драматургия XIX  века. Сатирическая драматургия  Историческая драматургия с шаблонной любовной интригой в качестве сюжетной основы.Три тенденции в исторической драматургии в 60-х гг. ХIХ века:
а) исторический документализм;
б) археологический бытовизм;
в) историко-психологический жанр.

Мелодрама и водевиль рассматриваются в качестве «социального громоотвода», не обладающими художественной ценностью, «низким жанром».
Критическая драматургия А.Н. Островского, отразившего переход системы государственного управления от коллегиальной к министерской.

Первый частный театр Артистического кружка в 1864 году в Москве. Алексеевский кружок в 1888 г. преобразуется в Общество искусства и литературы. Театральная реформа К.С. Станиславского (1863-1938) и Вл.И. Немировича-Данченко (1858-1943):

  • отход от нравственных императивов к «экстазу толпы»;
  • поддержка маргинальных приемов подогрева «общественных настроений»;
  • зритель — толпа, жадно ищущая «героя», «говорящего правду»;
  • взлом государственного цензурирования предметов массового искусства;
  • нивелирование личности актера под политический шаблон путем разделения актёрской игры на три «технологии»: ремесло, представление и переживание;
  • режиссер, как выразтель «империо» не только для актерского состава, но для драматургии и театра в целом.

Раздел 5. Зарубежный театр рубежа  XIX-XX вв

Натурализм и натуралистическая драма. Неоромантическая драма. Стилевые направления. Символизм. Символический образ человечества, слепого и беспомощного человечества. В драматургии новая форма драматического конфликта — «подводное течение», более характерная для детективных сюжетов и шпионских «саг».

Театр как семиологическая система. Исторический аспект. Теоретический аспект. От академизма к метаязыку описания. Процесс постмодернистского монтажа смысловых знаков. Новое понимание психологизма в театральном творчестве. Неоконсервативный способ мышления. Текст как семантически завершенное произведение.

Эпатажная драматургия. «Эпический театр». Реалистическая эстетика. Мифологический театр. Интеллектуальная драма. Экзистенциализм.

Сюрреализм как сверхреальность, преодолевающая противоречие между мечтой и действительностью, примат подсознания над сознанием, «массовое бессознательное», сны, гипноз и т.п. «психология». Исчезновение художественного образа драматургического первоисточника. Крюотический театр  как театр жестокости. Дадаизм. Абсурдизм , театр абсурда. Экспрессионизм. Футуризм и неореализм.

Раздел 6.  Драматургия и театр как «рупор идей»

Драматургические поиски частных театров: театр Корша, Соловцова, др. Драматургия А.П. Чехова, создающего «удобную» драматургическую основу МХТ Станиславского. Дореволюционный период работы театров Немировича-Данченко, Камерного театра Таирова «Нового театра»  под руководством Л. Б. Яворской (Петербург, 1901 г.); постановки Евреинова в Петербурге.

Становление «партийности в литературе» («Партийная организация и партийная литература» — статья В. И. Ленина, газета «Новая жизнь» № 12 от 13 (26) ноября 1905 года).

Жесткая оппозиция официального и неофициального культурного пространства, перенятая из «Весны народов»  середины ХIХ века. Стилевая палитра театра социалистического реализма. Драматургия отходит на дальний план, а на первый план выходит журналистский текст о спектакле, как произведении искусства одного режиссера. Типологические признаки третьего культурного пространства, создаваемого одним режиссером вне мнения публики.

Раздел 7. Театр в пространстве  советской культуры

Эстетика Мейерхольда,  система театральной биомеханики. М. В. Лентовский, развитие традиций площадного искусства, скоморошество, эстетика массовых празднеств. «Синтетический жанр Таирова. Эстетика «Синей блузы».

Становление «идейной» драматургии К. Тренева и В. Вишневского. Антиутопия с элементами фарса и комедии М.А. Булгакова.

Драматургия А.Вампилова, В. Розова, А. Володин.

Раздел 8. Театральный опыт современности

Постсовременность и искусство. Проект деконструкции. Новые модели театрального мышления. Шизофренический дискурс. Проблема субъекта впостмодернистском театре. Специфика образности в постмодернизме. Пародии на классику. Игры со сценическим текстом. Цитирование, плагиат, эклектика. Интертекстуальность. Интонационно-языковая парадигма постмодернизма. Стирание граней между классикой и массовой культурой. Индифферентизм.

Технологии современного театра. Организация систем управления сценических комплексов на базе локальных компьютерных сетей. Трехмерное компьютерное моделирование театрального и концертного пространства.

Аттестационной выпускной работой является статья в сборнике конференции Актуальные вопросы драматургии и сценарного мастерства, раздел в коллективной монографии «Театроведение и драматургия — 2022″. Стоимость публикации входит в стоимость обучения.

Базовым изданием, сопровождающим программу, является интернет-издание факультета Литературное обозрение (раздел «На сцене»)

ВНИМАНИЕ ЗАИНТЕРЕСОВАННЫМ СЛУШАТЕЛЯМ, ЖЕЛАЮЩИМ НАЧАТЬ ОБУЧЕНИЕ В 2023 ГОДУ!

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ СОБЕСЕДОВАНИЯ НАЧИНАЮТСЯ С 11 ОКТЯБРЯ 2024 г.

Заполните форму ниже, укажите мейл для рассылки расписания консультаций и встреч с преподавателями на виртуальной платформе куратором курса.


Отправить заявку на обучение


[cf7ic «toggle»]

2 Comments

  1. Борисов И.:
    12.05.2022 в 05:59

    Большие города
    Пустые поезда
    Ни берега ни дна
    Все начинать сначала

    Это к тому, что отклика нет, потому что мало кто способен «все начинать сначала». Все хотят «остановись мгновенье» и «дольше века длится день».

    Ответить
    • Ирина Дедюхова:
      15.09.2023 в 19:00

      Не можете начать сначала, начните сразу с конца. В любом случае, прием на эту программу будет по портфолио и тогда, когда все нынешнее «на века» превратится в тлен. Когда за «современную драматургию» будут головой в унитаз окунать, а по «современному театроведению» открывать дела по 282 ст. Вот тогда и попросите сами.

      Ответить

Добавить комментарий Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

https://youtu.be/iigXvfRo5l8
https://youtu.be/6-f8cuBbUWQ
https://youtu.be/VgofIDOS5Oc
© 2025 АНО ДПО Санкт-Петербургский университет высоких технологий. All Rights Reserved. Muffin group