Название программы: Театральная журналистика Вид образовательной программы: повышение квалификации Начало обучения: 9 ноября 2023 г. Форма обучения: очно-заочная, дистанционная Продолжительность курса: 3 недели Объем программы: 87 часов Стоимость обучения: 9000 рублей Требования: наличие высшего или среднего профессионального образования Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и с требованием базовой программы ПС 11.003 Журналист Руководителем курсов является Наталья Валентиновна Бельская, главный редактор Литературного обозрения |
Театральная журналистика в современной России. Отечественная культура, театральное искусство в контексте Стратегии национальной безопасности России и Основ государственной культурной политики (зарплаты, звания, принципы финансирования культуры, проблема кадров); художник и государство: формы и принципы взаимодействия на современном этапе развития общества; реализация Концепции развития театрального дела в России до 2020 года; законопроект о культуре.
Система театральных журналов сегодня; типы онлайн-изданий о театре.
Театр и критика в провинции. Театры малых городов; фестивальное движение; режиссерские лаборатории; читки пьес; критики и журналисты, провинциальные СМИ. Резонансные постановки в современной России.
Творчество хедлайнеров; провокативное искусство; разногласия театральных критиков в оценке спектаклей. Театр и власть: сотрудничество и конфронтация.
Принципы финансирования отечественного театра: отношение художника и власти к госзаданию («деньги налогоплательщиков», право художника на самовыражение, «зритель голосует рублем», дискуссии о природе искусства, которое «само себя фильтрует» и не нуждается в строгом вмешательстве чиновников); природа конфликтов 2000-х (запрещенные спектакли, коллективные письма, акции протеста, статистика запретов).
Взаимопроникновение жанров. Установка современной теории журналистики на свободное смешение жанров. Высказывание как свободное смешение жанров. Высказывание как жанр. Рецензия и мини-рецензия. Интервью. Эссе.
Правовые акты, гарантирующие права и свободы журналиста и героев его публикаций; примеры грубого нарушения этики; судебные разбирательства конфликтов.
Личностное проявление театрального журналиста и его эстетическая установка. Диалогичность структуры театрального произведения. Восприятие спектакля журналистом как взаимоотношение двух информационных потоков. Анализ произведения театра как диалог объекта и субъекта. Восприятие как чувственно-исследовательская деятельность
Близость процессов восприятия в творчестве актера и журналиста. Оценка спектакля через редакционную установку. Неприятие незнакомых театральных систем. Узко-цеховая, оценочная, примитивная театральная журналистика. Анализ материалов театральной журналистики
Театральная журналистика в электронной версии. Сайты, порталы, живые ресурсы Интернета, посвященные театру. Спектакль и его антиреклама. Ренессанс эпистолярного жанра и субъективность оценок
произведения театрального искусства. Интернет-страницы известных театральных критиков. Газеты и журналы о театре в электронных версиях.
Диалог зрителей в сетевых изданиях.
Влияние интернета на тексты о театре. Жанр, язык и стиль сетевой журналистики. Трансформация жанровых структур в Интернете. Состояние интернет-аудитории. Анализ интернет-изданий и интернет-страниц известных театральных критиков.
От академизма к метаязыку описания. Разбор материалов театральной журналистики из российских газет 90-х годов XX века. Ценностные ориентации и приемы воздействия в театрально критических статьях.
Игра со сценическим текстом. Постмодернистская парадигма в новой системе коммуникации. Деконструкция в газетно-публицистическом стиле. Техника постмодернистского письма в театральной журналистике. Постмодернистская интертекстуальная игра ассоциациями.
Интеллектуальные жесты. Постмодернистские тексты материалов о театральном искусстве.
Рецензии и интервью. Жанровые особенности театральной рецензии. Интервью в театральной журналистике. Построение театральной рецензии. Анализ рецензий и интервью.Мастерство театрального интервьюера; история театрального интервью; модификация жанра на современном этапе.
Рецензия в театральной журналистике. Мастерство рецензента; история рецензии; критика и театральный процесс: от взаимовлияния до конфронтации; кризис жанра.Театральная журналистика и этика.
Эссе и жанровое преобразование. Интеллектуальное письмо: наброски к морфологии. Проблема автономии эссе среди схожих форм. Анализ структуры эссе. Стилистика эссе.
Взаимопроникновение жанров. Архетипы современных журналистских жанров. Смешение жанров как эвристический механизм профессионального мышления журналиста.
Взаимодействие и взаимовлияние литературных, речевых и журналистских жанров. Написание текста с использованием смешения жанров в театральной журналистике.
Кризис профильных изданий о театре; альтернативные формы театральных СМИ, особенности распространения информации о театре; новые функции театрального журналиста: профессия на фоне кризиса; медиарынок и предпочтения руководителей общественно-популярных изданий в освещении театральных событий («ходовые» темы, топовые имена); актуальные темы для профильных изданий о театре, отличия от общественно-политических СМИ.
Медиатехнологии в современной театральной журналистике. Концепция негосударственного СМИ, адресованного широкой аудитории, интересующейся театром; театральные обзоры в ежемесячном формате (программа издания, рубрики, тираж, распространение, ценовая политика); ежедневный информационные ресурсы (программа, принципы отбора новостей, рубрики, авторы, аудитория); размещение рекламы в театральных изданиях (стратегия работы с рекламодателями, специфика театральной рекламы).
Эссе как жанр театральной журналистики. Жанровый статус эссе. Основные типологические признаки эссе. Специфика отражения авторского «Я» в жанре эссе. Парадоксальность — особая функция эссеизма. Исследование особенностей жанра эссе.
Аттестационной выпускной работой является статья в сборнике конференции Актуальные вопросы драматургии и сценарного мастерства, стоимость публикации входит в стоимость обучения.
Базовым изданием, сопровождающим программу, является интернет-издание факультета Литературное обозрение (раздел «На сцене»)