Название программы: Театроведение и драматургия Вид образовательной программы: дополнительное профессиональное образование Форма обучения: очно-заочная, дистанционная Продолжительность курса: 16 месяцев Объем программы: 520 часов Стоимость обучения: 68 000 рублей с 1.03.2022 г. льготная стоимость для участников спецоперации на Украине, граждан, проживающих в республике Крым, граждан, проживающих на территориях переходного международно-правового статуса — 6800 тысяч рублей с отсрочкой оплаты. Выдаваемый документ: диплом установленного образца о профессиональной переподготовке Требования: наличие высшего или среднего профессионального образования Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и с требованиями Общероссийского классификатора специальностей по образованию OK 009-2016 —
8.52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество (52.03.06 — Драматургия, бакалавр) |
Программа предназначена для драматургов, сценаристов, заведующих литературной частью театров, работников телевидения и креативных областей, а также лиц, готовящихся к продолжению карьеры в органах государственной власти и муниципального управления в сфере культуры, нуждающихся к профессиональной переподготовке в связи с повышением уровня требований к ним.
Руководителем программы является Ирина Анатольевна Дедюхова
Цели и задачи искусства в обществе. Формы общественного сознания. Пространственно-временные искусства. Происхождение театра и драмы, как разделение в общем религиозном культе»священного» (мистерии) и «мирского» (всенародного шествия, представления). Этнические истоки театрального искусства, связь с эпическим жанром.
Драматургия как вид литературы. Театральное искусство как средство сценической интерпретации драматической литературы
Ранние театральные формы. Античный театр. Античная драматургия: древнегреческая комедия, античная трагедия. Трагедия рока.
Эпическое искусство инфраструктурного государства, катарсис на основе нравственных императивов. Мимикрия псевдо-искусства в городах-государствах (оккультизм; отход от нравственных императивов; финансовые спекулятивные инструменты наживы).
Истоки римского театра и драмы. Значение античного театра и античной культуры. Понятие высокого имперского искусства, свяь с глобальными задачами инфраструктурного государства. Отход от нравстввенных императивов в маргинализации населения путем создания кровавых зрелищ.
Средневековье. Жанры средневекового религиозного театра: церковная драма, миракль, моралите, мистерия
Фарс и светская драматургия эпохи Средневековья. Гистрионы.
Возрождение La commedia dell’Arte. Итальянская трагедия эпохи Возрождения. Учёная комедия эпохи Возрождения. Народный театр, импровизация. Разрыв между литературной драматургией и сценической практикой. Маски комедии дель арте
Испанский театр эпохи Ренессанса и барокко. Драма чести. Комедии «плаща и шпаги». Организация театрального дела в Испании. «Законоуложение о театрах»
Английское Возрождение в театре. Особенности исторического развития Англии в XVI веке. Английские гуманисты. Английская драматургия и театр в XVI веке (моралите, интерлюдии). Трагедия мести и школьная драма на английской сцене
Ренессанс во Франции. Драматургические опыты Маргариты Наваррской и Жоржа Бюканана. Поэтика ранней ренессансной драмы. «Защита и возвеличение французского языка» (Пьер де Ронсар, Иоахим дю Белле). Мистерии, моралите, фарс. Драматургия образов. Формирование профессионального театра
Восточный театр Польский театр: литургическая драма, мистерия. Шопки (польск.), вертеп (укр.), батлейке (белорус.), русский театр Петрушки.
Русский театр. Скоморошество. Культура и театр русского средневековья. Русский фольклор и фольклорный театр. Коллективность, анонимность, традиционность, вариативность, художественность театрального фольклорного творчества. Церковный театр. Школьный театр. «Потешная палата». Театр при Алексее Михайловиче, «Комедийная хоромина», театральная деятельность Артамона Матвеева.
Эпоха классицизма Барокко и Классицизм в театре конца XVII в. до первой половины XVIII в. Театр и драматургия Франции в эпоху классицизма. Идея «разумности» при Людовике XIV. Столкновение между личным чувством и долгом как основная трагическая коллизия. Деление драматургии на «высокие» и «низкие» жанры, возникновение «мещанской комедии». Закон трех единств – места, времени и действия. Принцип «облагороженной природы». Александрийский стих. Критика эгоистической морали и семейного деспотизма.
Английская драматургия эпохи Просвещения: предпросветительская комедия; Комедия Реставрации, мораль старинного фарса, социальная типажность. Комедия нравов. Мещанская драма. Пантомима, балладная опера и репетиция, фарс. Сатирическая драматургия, комедия положений и комедия характеров, сентиментализм и предромантизм. Появление сцены-коробки с системой кулис. Появление первого в Европе специального театрального журнала
Просвещение в Европе. Просвещение во Франции. Драматургия и сценическое искусство во Франции в XVIII веке. Мещанская драма, связь эстетического и этического. Противоречие между «естественным» и «искусственным», парадокс подражания природе и вымысла. Просвещение в Италии. Просвещение в Германии, три этапа в развитии просветительского театрального искусства.
Стилевые тенденции эпохи Просвещения. Два начала – чувство и разум, их гармония — идеал. Персонажи как «рупор идей». Художественная стилистика рококо как век аристократического декаданса (упадка). Сентиментализм, всесословная ценность человека.
Русский театр при Петре I. Переход от «образцового» реализма к сентиментализму через лирический реализм.
Великая Французская Революция. Революционный классицизм.
Классицизм в России. Крепостной театр в России. Театр Федора Волкова. Театр при Анне Иоанновне. Театр при Елизавете Петровне. Изначальное формирование русского театра, как выразителя имперских идей (лат. imperio — высшая власть).
Романтизм как стилевая тенденция эпохи Просвещения. Прогрессивный романтизм. Консервативный романтизм. Театральная эстетика эпохи романтизма. Английский романтизм. Французский консервативный романтизм.
Расцвет романтического театра. Полемика романтиков с классицистами. Мелодрама как прямое порождение романтизма.
Итальянский романтизм. Польский романтизм. Антибуржуазный консервативный романтизм в Германии.
Эпоха реализма. Реализм в английском театре. Реализм во французском театре. Реализм в немецком театре.
Русская драматургия XIX века. Сатирическая драматургия Историческая драматургия с шаблонной любовной интригой в качестве сюжетной основы.Три тенденции в исторической драматургии в 60-х гг. ХIХ века:
а) исторический документализм;
б) археологический бытовизм;
в) историко-психологический жанр.
Мелодрама и водевиль рассматриваются в качестве «социального громоотвода», не обладающими художественной ценностью, «низким жанром».
Критическая драматургия А.Н. Островского, отразившего переход системы государственного управления от коллегиальной к министерской.
Первый частный театр Артистического кружка в 1864 году в Москве. Алексеевский кружок в 1888 г. преобразуется в Общество искусства и литературы. Театральная реформа К.С. Станиславского (1863-1938) и Вл.И. Немировича-Данченко (1858-1943):
Натурализм и натуралистическая драма. Неоромантическая драма. Стилевые направления. Символизм. Символический образ человечества, слепого и беспомощного человечества. В драматургии новая форма драматического конфликта — «подводное течение», более характерная для детективных сюжетов и шпионских «саг».
Театр как семиологическая система. Исторический аспект. Теоретический аспект. От академизма к метаязыку описания. Процесс постмодернистского монтажа смысловых знаков. Новое понимание психологизма в театральном творчестве. Неоконсервативный способ мышления. Текст как семантически завершенное произведение.
Эпатажная драматургия. «Эпический театр». Реалистическая эстетика. Мифологический театр. Интеллектуальная драма. Экзистенциализм.
Сюрреализм как сверхреальность, преодолевающая противоречие между мечтой и действительностью, примат подсознания над сознанием, «массовое бессознательное», сны, гипноз и т.п. «психология». Исчезновение художественного образа драматургического первоисточника. Крюотический театр как театр жестокости. Дадаизм. Абсурдизм , театр абсурда. Экспрессионизм. Футуризм и неореализм.
Драматургические поиски частных театров: театр Корша, Соловцова, др. Драматургия А.П. Чехова, создающего «удобную» драматургическую основу МХТ Станиславского. Дореволюционный период работы театров Немировича-Данченко, Камерного театра Таирова «Нового театра» под руководством Л. Б. Яворской (Петербург, 1901 г.); постановки Евреинова в Петербурге.
Становление «партийности в литературе» («Партийная организация и партийная литература» — статья В. И. Ленина, газета «Новая жизнь» № 12 от 13 (26) ноября 1905 года).
Жесткая оппозиция официального и неофициального культурного пространства, перенятая из «Весны народов» середины ХIХ века. Стилевая палитра театра социалистического реализма. Драматургия отходит на дальний план, а на первый план выходит журналистский текст о спектакле, как произведении искусства одного режиссера. Типологические признаки третьего культурного пространства, создаваемого одним режиссером вне мнения публики.
Эстетика Мейерхольда, система театральной биомеханики. М. В. Лентовский, развитие традиций площадного искусства, скоморошество, эстетика массовых празднеств. «Синтетический жанр Таирова. Эстетика «Синей блузы».
Становление «идейной» драматургии К. Тренева и В. Вишневского. Антиутопия с элементами фарса и комедии М.А. Булгакова.
Драматургия А.Вампилова, В. Розова, А. Володин.
Постсовременность и искусство. Проект деконструкции. Новые модели театрального мышления. Шизофренический дискурс. Проблема субъекта впостмодернистском театре. Специфика образности в постмодернизме. Пародии на классику. Игры со сценическим текстом. Цитирование, плагиат, эклектика. Интертекстуальность. Интонационно-языковая парадигма постмодернизма. Стирание граней между классикой и массовой культурой. Индифферентизм.
Технологии современного театра. Организация систем управления сценических комплексов на базе локальных компьютерных сетей. Трехмерное компьютерное моделирование театрального и концертного пространства.
Аттестационной выпускной работой является статья в сборнике конференции Актуальные вопросы драматургии и сценарного мастерства, раздел в коллективной монографии «Театроведение и драматургия — 2022″. Стоимость публикации входит в стоимость обучения.
Базовым изданием, сопровождающим программу, является интернет-издание факультета Литературное обозрение (раздел «На сцене»)
2 Comments
Большие города
Пустые поезда
Ни берега ни дна
Все начинать сначала
Это к тому, что отклика нет, потому что мало кто способен «все начинать сначала». Все хотят «остановись мгновенье» и «дольше века длится день».
Не можете начать сначала, начните сразу с конца. В любом случае, прием на эту программу будет по портфолио и тогда, когда все нынешнее «на века» превратится в тлен. Когда за «современную драматургию» будут головой в унитаз окунать, а по «современному театроведению» открывать дела по 282 ст. Вот тогда и попросите сами.