Название программы: Театроведение и театральная журналистика Вид образовательной программы: дополнительное профессиональное образование Форма обучения: очно-заочная, дистанционная Начало обучения: 11 октября 2024 г. Выдаваемый документ: диплом установленного образца о профессиональной переподготовке Требования: наличие высшего или среднего профессионального образования Программа составлена в соответствии с Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) и с требованиями Общероссийского классификатора специальностей по образованию OK 009-2016 — 8.52.00.00 Сценические искусства и литературное творчество (52.03.05 — Театроведение, бакалавр) |
Программа предназначена для драматургов, сценаристов, заведующих литературной частью театров, работников телевидения и креативных областей, а также лиц, готовящихся к продолжению карьеры в органах государственной власти и муниципального управления в сфере культуры, нуждающихся к профессиональной переподготовке в связи с повышением уровня требований к ним.
Руководитель программы Ирина Вахтанговна Лежава
Цели и задачи искусства в обществе. Формы общественного сознания. Пространственно-временные искусства. Происхождение театра и драмы
Ранние театральные формы. Античный театр. Античная драматургия: древнегреческая комедия, античная трагедия
Особенности театра и театральных представлений в Древнем Риме
Жанры средневекового религиозного театра: церковная драма, миракль, моралите, мистерия
Фарс и светская драматургия эпохи Средневековья
Возрождение La commedia dell’Arte. Итальянская трагедия эпохи Возрождения. Учёная комедия эпохи Возрождения. Английское Возрождение в театре
Ренессанс во Франции. Испанский театр эпохи Ренессанса и барокко. Драма чести.
Восточный театр Польский театр. Русский театр. Скоморошество
Театр XVII века. Театр при Алексее Михайловиче
Эпоха классицизма Барокко и Классицизм в театре конца XVII в. до первой половины XVIII в.
Театр и драматургия Франции в эпоху классицизма
Классицизм в России. Крепостной театр в России. Театр Федора Волкова.
Театр начала XVIII века. Театр при Петре I. Театр при Анне Иоанновне. Театр при Елизавете Петровне. Драматургия Д.И. Фонвизина.
Театр Эпохи Просвещения Английская драматургия эпохи Просвещения: мещанская трагедия, сентиментализм и предромантизм. Сценическое искусство в Англии XVIII века
Просвещение во Франции. Драматургия и сценическое искусство во Франции в XVIII веке. Просвещение в Италии
Романтизм Просвещение в Германии, немецкий романтизм.
Театральная эстетика эпохи романтизма. Английский романтизм. Французский романтизм. Немецкий романтизм
Эпоха реализма Реализм в английском театре. Реализм во французском театре. Реализм в немецком театре
Драматургия А.С. Грибоедова. Драматургия Н.В. Гоголя. А.С. Пушкин в театре. Актерские школы XIX века.
Зарубежный театр рубежа XIX-XX вв Натурализм и натуралистическая драма. Стилевые направления. Символизм. Мифологический театр Франции. Интеллектуальная драма
Экзистенциализм. Сюрреализм. Крюотический театр. Дадаизм. Абсурдизм. Абсурд. Экспрессионизм. Футуризм и неореализм
Оппозиция официального и неофициального культурного пространства. Стилевая палитра театра социалистического реализма. Новая концепция
театра XX века Антонена Арто. Журналистский текст о театре как системное знаковое образование. Типологические признаки третьего культурного пространства
Театр как семиологическая система. Исторический аспект. Теоретический аспект. От академизма к метаязыку описания. Процесс постмодернистского монтажа смысловых знаков. Новое понимание психологизма в театральном творчестве. Неоконсервативный способ мышления. Текст как семантически завершенное произведение.
От театральной критики XVIII века к театральной журналистике XXI века. Новый опыт критики. Особые приемы эмоционального воздействия на
читателя с помощью языка и стиля. Типология театральной журналистики.
Первые театральные журналы и газеты (программы изданий, концепции); становление типов театральных журналов XIX в.Анализ материалов театральной критики второй половины XX века.
Система театральных журналов начала ХХ в.; театральные журналы советского времени; театральная критика в советской периодике
Театр, журналистика и критика: основные понятия, отличие критики от журналистики; взаимосвязь театра и журналистики на разных исторических этапах: конфронтация или союз; специализированные СМИ (и медиаплатформы), посвященные театру, в России и в мире; цели и задачи курса; форма отчетности; основная литература.
Постсовременность и искусство. Проект деконструкции. Новые модели театрального мышления. Шизофренический дискурс. Проблема субъекта впостмодернистском театре. Специфика образности в постмодернизме. Пародии на классику. Игры со сценическим текстом. Цитирование, плагиат, эклектика. Интертекстуальность. Интонационно-языковая парадигма постмодернизма. Стирание граней между классикой и массовой культурой.
Технологии современного театра. Организация систем управления сценических комплексов на базе локальных компьютерных сетей. Трехмерное компьютерное моделирование театрального и концертного пространства.
Театральная журналистика в современной России. Отечественная культура, театральное искусство в контексте Стратегии национальной безопасности России и Основ государственной культурной политики (зарплаты, звания, принципы финансирования культуры, проблема кадров); художник и государство: формы и принципы взаимодействия на современном этапе развития общества; реализация Концепции развития театрального дела в России до 2020 года; законопроект о культуре.
Система театральных журналов сегодня; типы онлайн-изданий о театре.
Театр и критика в провинции. Театры малых городов; фестивальное движение; режиссерские лаборатории; читки пьес; критики и журналисты, провинциальные СМИ. Резонансные постановки в современной России.
Творчество хедлайнеров; провокативное искусство; разногласия театральных критиков в оценке спектаклей. Театр и власть: сотрудничество и конфронтация.
Принципы финансирования отечественного театра: отношение художника и власти к госзаданию («деньги налогоплательщиков», право художника на самовыражение, «зритель голосует рублем», дискуссии о природе искусства, которое «само себя фильтрует» и не нуждается в строгом вмешательстве чиновников); природа конфликтов 2000-х (запрещенные спектакли, коллективные письма, акции протеста, статистика запретов).
Взаимопроникновение жанров. Установка современной теории журналистики на свободное смешение жанров. Высказывание как свободное смешение жанров. Высказывание как жанр. Рецензия и мини-рецензия. Интервью. Эссе.
Правовые акты, гарантирующие права и свободы журналиста и героев его публикаций; примеры грубого нарушения этики; судебные разбирательства конфликтов.
Личностное проявление театрального журналиста и его эстетическая установка. Диалогичность структуры театрального произведения. Восприятие спектакля журналистом как взаимоотношение двух информационных потоков. Анализ произведения театра как диалог объекта и субъекта. Восприятие как чувственно-исследовательская деятельность
Близость процессов восприятия в творчестве актера и журналиста. Оценка спектакля через редакционную установку. Неприятие незнакомых театральных систем. Узко-цеховая, оценочная, примитивная театральная журналистика. Анализ материалов театральной журналистики
Театральная журналистика в электронной версии. Сайты, порталы, живые ресурсы Интернета, посвященные театру. Спектакль и его антиреклама. Ренессанс эпистолярного жанра и субъективность оценок
произведения театрального искусства. Интернет-страницы известных театральных критиков. Газеты и журналы о театре в электронных версиях.
Диалог зрителей в сетевых изданиях.
Влияние интернета на тексты о театре. Жанр, язык и стиль сетевой журналистики. Трансформация жанровых структур в Интернете. Состояние интернет-аудитории. Анализ интернет-изданий и интернет-страниц известных театральных критиков.
От академизма к метаязыку описания. Разбор материалов театральной журналистики из российских газет 90-х годов XX века. Ценностные ориентации и приемы воздействия в театрально критических статьях.
Игра со сценическим текстом. Постмодернистская парадигма в новой системе коммуникации. Деконструкция в газетно-публицистическом стиле. Техника постмодернистского письма в театральной журналистике. Постмодернистская интертекстуальная игра ассоциациями.
Интеллектуальные жесты. Постмодернистские тексты материалов о театральном искусстве.
Рецензии и интервью. Жанровые особенности театральной рецензии. Интервью в театральной журналистике. Построение театральной рецензии. Анализ рецензий и интервью.Мастерство театрального интервьюера; история театрального интервью; модификация жанра на современном этапе.
Рецензия в театральной журналистике. Мастерство рецензента; история рецензии; критика и театральный процесс: от взаимовлияния до конфронтации; кризис жанра.Театральная журналистика и этика.
Эссе и жанровое преобразование. Интеллектуальное письмо: наброски к морфологии. Проблема автономии эссе среди схожих форм. Анализ структуры эссе. Стилистика эссе.
Взаимопроникновение жанров. Архетипы современных журналистских жанров. Смешение жанров как эвристический механизм профессионального мышления журналиста.
Взаимодействие и взаимовлияние литературных, речевых и журналистских жанров. Написание текста с использованием смешения жанров в театральной журналистике.
Кризис профильных изданий о театре; альтернативные формы театральных СМИ, особенности распространения информации о театре; новые функции театрального журналиста: профессия на фоне кризиса; медиарынок и предпочтения руководителей общественно-популярных изданий в освещении театральных событий («ходовые» темы, топовые имена); актуальные темы для профильных изданий о театре, отличия от общественно-политических СМИ.
Медиатехнологии в современной театральной журналистике. Концепция негосударственного СМИ, адресованного широкой аудитории, интересующейся театром; театральные обзоры в ежемесячном формате (программа издания, рубрики, тираж, распространение, ценовая политика); ежедневный информационные ресурсы (программа, принципы отбора новостей, рубрики, авторы, аудитория); размещение рекламы в театральных изданиях (стратегия работы с рекламодателями, специфика театральной рекламы).
Эссе как жанр театральной журналистики. Жанровый статус эссе. Основные типологические признаки эссе. Специфика отражения авторского «Я» в жанре эссе. Парадоксальность — особая функция эссеизма. Исследование особенностей жанра эссе.
Аттестационной выпускной работой является статья в сборнике конференции Актуальные вопросы драматургии и сценарного мастерства, раздел в коллективной монографии «Театроведение и драматургия — 2022″. Стоимость публикации входит в стоимость обучения.
Базовым изданием, сопровождающим программу, является интернет-издание факультета Литературное обозрение (раздел «На сцене»)
9 Comments
Это не курс, а прямо Академия Высшего Штаба!
А разве у нас театр остался? Там бульдозер нужен, а не журналистика.
Будьте добры, продублируйте ссылки на спектакли для курсовой! Спасите меня, люди добрые, опоздал со скачиванием.
Безобразие какое! Проверьте папку со спамом.
Очень интересный курс! Тем более, журналистики у нас нынче нет. А театральной — тем более.
Очень интересно! Мне пока всё понятно, но прошу подробнее рассказать об учёбе дистанционно. Училась в до/дистанционную эру, плохо себе представляю, как это можно осуществить на практике. Буду признательна, если ответите мне на мейл.
Пройти такой курс было моей мечтой 12 лет назад. Тогда еще можно было сохранить разбитые остатки советского театра. Завидую тем, кто выйдет сейчас в театральную журналистику на его руинах с таким багажом знаний.
Извините за беспокойство, мне не пришли контрольные задания после проверки. И опять технические сложности с выгрузкой больших файлов.
Эдуард Сергеевич опять растерялся. Продлила сроки доступности.